2021 год😉
12.01 - Тема 30, 31. Выполнить упр.165. Найти и записать десять пословиц о хлебе.
14.01. - Тема 32 (однородные члены предложения). Упражнения №№170, 171, 172 (прочитать).
19.01. - Тема 33. №180 ( І или ІІ ). Однородные и неоднородные определения. Личность.
21.01. - Тема 35 (Обобщающие слова. Наблюдаем). Упр.187. Личность.
Будут вопросы - звоните! С удовольствием с вами пообщаюсь.😘
24 апреля 2020 г.
- №1. ТЕМА: Уточняющие члены предложения.
Теория: Уточняющие (укр. уточнюючі) члены предложения - это такие обособленные члены, которые уточняют или поясняют другие члены предложения, как главные, так и второстепенные.
В роли уточняющих членов предложения чаще выступают обстоятельства, а также дополнения с предлогами кроме, вместо, за исключением, включая, исключая. Например: Всем, кроме Павла, понравилась песня.
К уточняющим обстоятельствам можно поставить вопросы где именно? как именно? когда именно? и др., к уточняющим дополнениям - кто (что) именно? кроме кого (чего)? и др. Например: На этой неделе, в субботу, мы уезжаем.
Уточняющие члены предложения в устной речи выделяются интонацией, а на письме - запятыми.
ПРАКТИКА
- 1. Спишите, расставьте знаки препинания. Подчеркните уточняющие дополнения (- - - - ) и обстоятельства (- .-.-.- ).
1. Рано утром в шесть часов я отправился на работу. 2 Все исключая охотника боялись заходить в густой лес. 3 Сзади со стороны города доносился сильный шум. 4. Нигде даже у берега не было волн. 5. Кроме нас детей в игре участвовали и взрослые. 6. После бала рано утром княгиня уехала из города. 7. У дома со стороны сада стоял незнакомый человек. 8. Летом в августе стояла невыносимая жара. 9. В октябре всамой середине осени было ещё по-летнему тепло.
- 2. Работа с текстом ( текст не переписывать!!!)
Прочитайте текст, определите его основную мысль (записать) и озаглавьте его (записать).
Далеко от наших мест посадили много молодых деревьев. Получился целый лес. Настоящий. И всё-таки не совсем настоящий. Тот, кто приходил в этот лес, сразу чувствовал: чего-то не хватает. А не хватало в нём птичьего пения. Кто, кроме птиц, не только поёт, но и охраняет лес, ведь они поедают насекомых, которые губят его, "чистят" деревья и кустарники от вредителей. Но где же взять птиц? Решили взять в другом лесу, привезти сюда и выпустить.
Так и сделали. Привезли птиц и выпустили. А они улетели обратно. Поймали других, привезли. И они улетели оттуда, из чужого леса. Все птицы, сколько бы ни привозили, улетали обратно, в свои леса. Тогда люди поняли, почему так получалось: всю свою жизнь птица живёт там, где появилась на свет.
Если зимой она улетает в жаркие страны, весной обязательно возвращается в тот же лес, или в ту же рощу, или на то же поле, где жила в прошлом году.
ПОДУМАЙТЕ И ОТВЕТЬТЕ САМИ СЕБЕ:
КАК ВЫ ЗАБОТИТЕСЬ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ, ЧТО ДЕЛАЕТЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ПРИРОДА РАДОВАЛА ЛЮДЕЙ И ПРИНОСИЛА ИМ ПОЛЬЗУ.
№2 ТЕМА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ: " Правила этикета. Приём гостей".
Ознакомьтесь с правилами приёма гостей.
1. Гостей обязательно нужно встретить.
2. Невежливо спрашивать, какой подарок вам принесли.
3. Подарки не прячут! Необходимо открыть коробочки или пакеты, посмотреть и поблагодарить гостей, даже если подарок не понравился.
4. Благодарят не только за подарок, но и за внимание.
5. Подаренные фрукты или конфеты следует предложить гостям.
ЗАДАНИЕ: ДОПОЛНИТЕ ДАННЫЕ ПРАВИЛА. НАЙДИТЕ И ЗАПИШИТЕ НЕСКОЛЬКО ПОСЛОВИЦ ПО ТЕМЕ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ.
Тема №1. Однородные члены предложения.
1. За підручником «Українська мова»
повторити теми «Однорідні члени речення», «Відокремлені члени речення».
2.
Выучить правило!!!
При однородных членах предложения может содержаться обобщающее слово.
Обобщающее слово (укр. узагальнююче слово) – это слово или словосочетание,
которое является общим обозначением находящихся при нём однородных членов.
Например: Ученик взял в библиотеке такие книги: словарь,
справочник и энциклопедию.
Запомните!
1.
Если обобщающее слово стоит перед
однородными членами, то после него ставится двоеточие: В вазе были только полевые цветы:
колокольчики, ромашки, зверобой, васильки.
2. Если
обобщающее слово стоит после однородных членов, перед ним ставится тире: В вазе
были колокольчики, ромашки, зверобой, васильки – полевые цветы.
3. Если
обобщающее слово стоит перед однородными членами, но предложение не
заканчивается ими, после обобщающего слова ставится двоеточие, а после
однородных слов - тире: Всегда: зимой,
весной, летом, осенью – этот человек ходил босиком.
Практика!
Упражнение №1. Спишите предложения, подчеркните обобщающие слова при однородных членах
предложения. Устно объясните постановку знаков препинания.
1. В саду, в доме – везде стояла тишина.
2. Подсолнухи, акация, сухая трава – все растения были покрыты пылью. 3. На
траве, на былинках, на соломинках – всюду блестели бесчисленные нити осенних
паутин. 4. Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни человеческий – не пересекал
лыжную тропу. 5. Всё вокруг окрасилось розовым светом: поля, небо, кусты,
туман.
Упражнение №2. Спишите. Расставьте в предложениях
недостающие знаки препинания, подчеркните обобщающие слова.
1. Сад степь двор всё было в холодной
тени. 2. Каждый звук шорох птицы полёт упавшего листа кажется громким
заставляет вздрагивать. 3. В парке были представлены различные виды хвойных
деревьев сосна ель кедр. 4. Солнце всем светит одинаково и человеку и зверю и
дереву. 5. Зима снег треск огня в каминах и свет зимней ночи всё это напоминает
сказку.
Упражнение №3. Переведите предложения на русский
язык, подчеркните обобщающие слова при однородных членах предложения .Расставьте знаки препинания.
1. Овес
пшениця ячмінь все зіллялось в одну могутню хвилю. 2. Ах, як всього багато неба
сонця веселої зелені. 3. Чарівний світ пливе переді мною сині води зелені верби
хати на високих берегах. 4. Усе навколо дерева птахи люди сповнене весняної
сили.
Упражнение №4. Спишите предложения, расставьте знаки препинания.
Подчеркните однородные члены. предложения и обобщающие слова.
1. Радовалась весне вся природа птицы
звери солнце поля луга. 2. Его чаровало
всё родная речь родная песня чистый воздух родного края. 3. Сад огород
подсолнухи и мак всё окружавшее её казалось прекрасным. 4. Слышались разные
звуки звонкая песня жаворонка жужжание пчёл и шмелей тихий шелест листьев. 5.
Он был мастер на все руки слесарь столяр плотник и даже механик.
Задание 5. Составьте и запишите 3-5 вопросов по
теме урока для своих одноклассников.
Задание 6. Найдите в Интернете два
высказывания известных людей о воспитании, в которых содержатся однородные
члены предложения.
Задание 6. Напишите 5-6 предложений о том, как
вы воспитываете в себе вежливость, тактичность, что вы для этого делаете,
всегда ли достигаете цели.
Тема №2. Обособленные члены
предложения.
Теория.
Обособленные члены предложения (укр. відокремлені члени речення) – это выделенные по смыслу при помощи
интонации второстепенные члены предложения.
Обособленные члены предложения
выделяются в устной речи при помощи интонации и пауз, а на письме – запятыми:
1. А он, мятежный, просит бури… 2.
Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю. 3.
Кроме картин, в комнате было много цветов. 4. Гроза началась вечером, в часу десятом.
Распространённые обособления, состоящие
из нескольких слов, выступают одним членом предложения.
Запомните! Обособления читаются с выделительной интонацией.
Практика.
Упражнение №1. Списать предложения, выделить запятыми обособленные члены предложения.
1. Ведёрко
полное грибов я из лесу принёс. 2. В эту ночь луна ясная и полная ярко освещала
небо. 3. Вопреки предсказаниям погода не испортилась. 4. Все за исключением
Богдана поехали на экскурсию. 5. Тропинка узкая и извилистая вьётся между
высоких хлебов. 6. Он ничего не слышал кроме шума дождя. 7. У двери у самого
порога лежала огромная собака.
Определите,
какой второстепенный член предложения (определение,
дополнение, обстоятельство) обособлен в каждом предложении. Подчеркните
соответствующей чертой.
Упражнение №2. Вместо многоточий вставьте подходящие
по смыслу обособленные члены предложения из справки.
1. Я ничего
не слышал, … . 2. Самые нужные вещи, … , были упакованы в ящики. 3. Днём, … , у
меня перерыв в работе. 4. Фильм понравился всем, … . 5. Первым к столу подошёл
отец, …
Справка. В том числе
книги, между двенадцатью и двумя часами, слегка бледный от волнения, кроме
тиканья будильника, особенно детям.
Для любознательных!!!
Почему обособляются только
второстепенные члены предложения? Общий характер всех обособлений состоит в
том, что они, как правило, обозначают какое-либо добавочное действие,
какой-нибудь дополнительный признак и т.п. А главные члены предложения - на то и главные, чтобы выражать основное, а не
добавочное сообщение. Зато обособленные члены могут относиться к главным,
уточняя их: А друзья, бывшие одноклассники, сидели у костра и пели под
гитару свои любимые песни. В данном предложении уточняется подлежащее.
Тема №3. Обособленные определения.
Сравнительный оборот.
Теория.
Обособленные определения могут быть
выражены:
·
одним или несколькими прилагательными:
Весна, яркая и солнечная, постучала в моё окно;
·
существительными в косвенных падежах:
Девочка, лет десяти, сидела за столом;
·
сравнительными оборотами, которые
начинаются союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО,
КАК БУДТО и др.: У него были узкие, как щёлочки,
глаза.
·
Всегда обособляется любое определение (распространённое
и нераспространённое), если оно находится после местоимения или перед ним: Она,
всегда аккуратная, привлекала внимание одноклассников.
·
В предложении сравнительные обороты
могут также выступать обособленными обстоятельствами:
Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.
Запомните!!!
Сравнительный
оборот не обособляется в следующих случаях:
1) Если является
устойчивым сочетанием: всё шло как по маслу; льёт как из ведра;
2) Если связан
по смыслу со сказуемым: Подруга была ей как родная сестра;
3) Если перед
ним стоит отрицательная частица НЕ: Поступил не как друг.
Для
любознательных!
Обособленные определения придают речи особую
выразительность. Они характерны для всех стилей речи, кроме разговорного. В
научной и деловой речи они употребляются для сжатого выражения мысли и в
качестве средства разнообразия речи.
Практика.
Упражнение №1.
Спишите предложения, расставляя знаки препинания при обособленных
определениях и сравнительных оборотах.
1. Море
огромное и ленивое у берега уснуло. 2. Дорога узкая и извилистая вела к берегу.
3. Мелкий серебристый свет луны отражался в море как в зеркале. 4. Горы как
могучие великаны подняли свои вершины в небо. 5. Едва заметно будто капли воды
блестели первые звёзды.
Вместо многоточий вставьте из справки подходящие по смыслу обособленные
определения. Подготовьтесь объяснить причину обособления.
1. Река ещё
не замёрзла, и её свинцовые волны чернели в однообразных берегах… 2. Я
погрузился в размышления… 3. В эту минуту вошёл человек… 4. Впереди стоял
комендант…
Справка. Молодой и статный; бодрый
и высокого роста; грустных и холодных; большей частью печальных.
Задание
№3.
Составьте и запишите 4-5 вопросов для своих одноклассников по теме урока.
Тема речевого общения: «Природа».
Спишите высказывание, вставляя пропущенные
буквы и раскрывая скобки.
Пр…рода - (не) храм, а маст…рская, и ч…ловек (в)ней
работник. (И.Тургенев).
Устно подумайте над следующими вопросами:
·
Что
вы можете сказать об отношении современного человека к природе?
·
Всегда
ли он бережно к ней относится?
·
Как
вы понимаете слово ЭКОЛОГИЯ? При
необходимости обратитесь к толковому словарю. Составьте и запишите 2-3
предложения с этим словом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий